Садовский Игорь Олегович

Иркутский ремесленник Игорь Садовский развивает берестяное мастерство и возрождает давно утраченные техники работы с этим природным материалом

В далеком детстве, в возрасте 11-12 лет, я приходил к своему другу и всегда мое внимание привлекали изделия из бересты. Стоило мне взять их руки, как я чувствовал какое-то непонятное волнение. Уже позже я узнал, что у моего товарища родной дядька был довольно известным мастером-берестянщиком, но детском возрасте вряд ли кто-то обращает внимание на такие знаки судьбы… Шли годы, я отслужил в армии, успел получить профессию геолога и поработать адвокатуре, но неизменно возвращался мыслями к тем детским ощущениям, которые меня грели все это время. Устав от бюрократических проволочек и несовершенства системы, в которой трудился, я решил все бросить и уйти в одиночный поход вокруг Байкала. Скажу сразу, что у меня есть еще одна страсть – экстрим. В один из вечеров разыгралась сильная гроза, я лежал в палатке и смотрел на дождь, а потом увидел, как порывы ветра шевелили на березе кусок бересты. В тот момент все детские воспоминания вспыхнули во мне, я оторвал этот кусок бересты, стал рассматривать его и мять в руках… В памяти воскресли те детские образы и ощущения, я понял, что, наконец, нашел то, о чем так долго думал, и к чему так долго все эти годы шел.

 Об обучении

Вернувшись из похода, я разыскал друга детства и уговорил познакомить меня с его дядькой-берестянщиком, которым оказался наш знаменитый мастер-иркутянин Алексей Шутько. Несмотря на то, что поначалу он воспринял меня несколько настороженно, я все же напросился к нему в ученики. Надо сказать, что этого я обращался еще к одному мастеру, за то, что я батрачил у него неделю на резке бересты, он мне показал некоторые элементы берестяного ремесла. Однако этого, конечно, было недостаточно для работы. Только после обучения у Алексея Шутько я получил полноценные знания. Можно сказать, что именно он открыл для меня удивительный мир берестяного ремесла.

Мой путь к мастерству был длинным, я поставил себе высокую планку, определив, что я не буду продавать до тех пор, пока не пойму, что сам бы купил свою работу. Спустя примерно четыре года, я стал понимать, что приблизился к тому уровню, которого ожидал. До этого момента все свои работы я раздаривал. И тогда, и сейчас мне любопытно наблюдать за реакцией людей на берестяной подарок — первым делом все с упоением нюхают изделие и начинают благодарить меня за презент.

О создании «Берестушки»

Рано или поздно каждый настоящий ремесленник достигает определённого уровня мастерства и стиля работы. По этому пути шел и я. Для меня было важным научиться всему, что мне могли дать местные мастера, с которыми я впоследствии перезнакомился. В Иркутской области не так много берестянщиков – 5-7 человек, я как губка впитывал знания, которые они мне передавали, но вскоре понял, что мне этого мало. Тогда мне вспомнилась прописная истина: если хочешь чему-то научиться, начни учить других. Я понимал, что знания, полученные мной, как и вообще все, что известно о бересте, нужно как-то собрать воедино, систематизировать, создать что-то вроде творческого дневника. Так родилась моя группа в ВКонтакте «Берестушка». Я ничего не понимал в технологиях работы с социальными сетями, но было огромное желание этим заниматься, а потом к моему удивлению, в группу начали приходить люди.

Тогда я стал делать то, что до меня никто из мастеров не практиковал: я стал приглашать в группу берестянщиков с предложением поделиться своим опытом. Я оказался в нужное время в нужном месте, заняв свободную нишу, и дело пошло в гору. У каждого мастера есть свои секреты, но со мной они почему-то охотно делятся, поэтому в группе можно найти эксклюзивную информацию, которая будет полезна не только начинающим, но и уже маститым берестянщикам. Учась дистанционно у огромного количества мастеров, я тоже нашел свой стиль в работе.

Береста – это действительно уникальный материал, однако с ним работает тот же принцип, что и с восточными единоборствами – многие пробуют, но не у многих удается. У опытных берестянщиков есть такое правило – береста должна принять человека. Если будет даже условное отторжение бересты от человека, то ничего в конечном итоге не получится.

О любимых направлениях в работе

Мне очень нравится делать сколки. Начнем с того, что есть понятие «пластовая береста» и изделия из нее, например туеса, а есть понятие «сколотень» – это способ заготовки бересты, когда она снимается цилиндром со ствола дерева без надрезов. Такой цельный «чулок» можно использовать для туесов, предназначенных для жидкостей. Если, например, налить обычное молоко в такой туес, то оно может не скисать дольше обычного, потому что береста обладает антибактериальными свойствами.

Мне почему-то всегда с меньшим успехом давались плетеные изделия из бересты. Потом я познакомился с семьей уральских берестянщиков Варовых, мы записали серию мастер-классов, по которым я освоил и эту технику. И тогда я для себя открыл удивительный эффект работы с плетеными изделиями – этот процесс затягивает настолько, что невозможно остановиться. И я всегда чувствую, что мои руки хотят плести все больше и больше.

Обычно я просыпаюсь утром и понимаю – сегодня я буду делать это, а завтра совсем другое. Все зависит от внутреннего ощущения, чего мне хочется в данный момент.

О развитии берестяного дела

Еще до революции каждый второй крестьянин умел что-то делать из бересты. Это могли быть лапти, туеса или другие предметы быта. Лапти, к слову, обувь недолговечная, плести их нужно было по несколько пар на сезон. И вот долгими зимними вечерами, управив скотину, люди садились за традиционные ремесла. Разнообразие берестяного творчества складывалось долгие-долгие годы. Если раньше делали больше домашнюю утварь, то в настоящее время из бересты изготавливают игрушки и украшения. Вообще история бересты гораздо длиннее, чем история Руси. Еще в гробницах Тутанхамона находили изделия из бересты, а на территории скифских курганов были обнаружены сложные берестяные орнаменты, да и наш Великий Новгород славился берестяными грамотами. Поэтому можно сказать, что берестой занимались везде, где она есть. Нельзя не отметить уникальные в своем роде изделия северных народов нашей страны: хантов, мансов, тунгусов, эвенки, якуты, алеуты… Буквально недавно в одной из пещер Иркутской области были обнаружены фрагменты берестяной посуды, возрастом более 4 тыс. лет!

Если говорить об эксклюзивной красоте берестяных изделий, то в лидерах здесь работы мастеров Запада России – Великий Устюг, Рязань, Смоленщина…Обособленно стоит якутская береста – эти мастера владеют техниками создания совершенно потрясающих орнаментов. Многие народности вываривали бересту, благодаря чему она приобретала невероятную эластичность. Сейчас эти рецепты практически утеряны, мы с одним мастером пытаемся их восстановить. Если все получится, то вполне возможно, что из бересты можно будет шить какие-то изделия, потому что по своей эластичности и свойствам вываренная береста ничем не уступает коже.

О штамповке и «мертвой бересте»

В 90-х годах, когда все было совсем плохо, а ремесленники переживали, пожалуй, свой самый трудный период, в одном из городов Томской области несколько берестянщиков основали артель. Большинство мастеров-берестянщиков работает руками, а там все начали делать при помощи машинного труда – в ход пошла штамповка. И стали получаться копеечные изделия. Вроде бы все красиво, ровно, но…без души! Опытные мастера называют такие изделия «мертвой берестой». То, что продается в массовых сувенирных магазинах, в основном и есть такая береста. Настоящие работы мастеров можно увидеть и приобрести на ярмарках или в специализированных интернет-магазинах вроде «Ярмарки мастеров». Берестяные изделия ручной работы не могут стоит дешево, потому что на ценообразование влияет очень много факторов.

О молодом поколении

Берестяное ремесло практически не известно молодому поколению, речь идет о молодежи до 18 лет. Интересно, что женщины интересуются этим ремеслом гораздо больше мужчин. Любопытное наблюдение: когда я торгую своими изделиями на ярмарках, дети всегда обращают на них внимание. Обычно спрашивают у взрослых: «Что это такое?». И тогда взрослые начинают объяснять, вспоминать свое детство. То есть, интерес есть, нужно только его как-то поддерживать и развивать, бабушек и дедушек, у которых видели такие изделия. В данный момент множество мастер-классов можно изучить на площадке в «Берестушке» причем совершенно бесплатно. Пока я не готов к работе с детьми, но, как знать, может быть, и я захочу иметь своих последователей в этом удивительном ремесле.

Узнать больше о мастерах-берестянщиках и техниках работы можно в специализированном сообществе «Берестушка»: https://vk.com/berestushka

Работы мастера

Статьи в газетах

Рубрики из новостей

Просмотры
Обратная связь
close slider

    Прокрутить вверх